Малые соционические группы «Формы мышления» Печать

Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г. 

 

„Требовать от кого-либо, чтобы он стал другим,

 — это все равно, что требовать от него, 

чтобы он прекратил быть самим собой. 

Всякая личность сохраняет себя, допуская изменения 

в своем способе мышления и бытия только в том случае, 

если эти изменения могут вписаться в единство 

и непрерывность ее духовной жизни.“ Мигель де Унамуно

 

Использование малых соционических групп «Формы мышления» («Кольца контроля», «Ревизные группы») позволяет нам проанализировать способыmg mishlen0 мышления каждого человека, отразить наиболее естественные для него методы осмысления действительности, присущие ему процессы восприятия ситуации, объяснения природы явлений и формирования суждений о картине мира в целом.

Особенность данной тетратомии в том, что все типы любой из четырех ее составляющих малых групп находятся в цепочках контроля. (Например: ЭИИ –> ИЛЭ –> ЛСИ –> ЭСЭ -> ЭИИ). Если попытаться найти в них общие черты в нашем привычном понимании, то может показаться, что образы таких типов имеют между собой мало общего. Что же их объединяет в однородные группы? 

Их объединяют три признака Аугустинавичуте-Рейнина (ПАР), ни один из которых не входит в состав группы признаков Базиса Юнга, которых мы привычно подсознательно используем для сравнения. Тетратомия «Формы мышления» строится на признаках: статика-динамика, позитивизм-негативизм и процесс-результат. 

Часть социоников пренебрежительно называет эти признаки дополнительными, некоторые соционики вообще не признают их существование. Мы в НИИ Соционики по каждому из них провели целевые эксперименты [3, 4, 5, 6], которые наглядно продемонстрировали их существование, возможность наблюдения, фиксации и практического применения.

Так, что же эти ПАР привносят в то, что мы называем процессом мышления:

Процесс - постепенное погружение в обдумываемый вопрос, отслеживание самого процесса мышления: "вариться в теме", и тогда нужный результат "всплывет" как бы сам собой.

Результат - поэтапное, пошаговое размышление с фиксацией достигнутых промежуточных результатов, которые послужат опорой для достижения конечного.

Позитивизм - максимально продуктивное начало анализа: с проработки выгод, перспектив, приобретений; с изучения сходства и общих черт обдумываемой задачи с другими проектами. 

Негативизм - максимально продуктивное начало анализа с рассмотрения подводных камней, возможных трудностей и затрат; с изучения отличий обдумываемой задачи от других задачи (стоящих сейчас или имеющихся в опыте). 

Статика - процесс мышления нацелен на устойчивые закономерности с опорой на модели, структурные схемы, таблицы.

Динамика - процесс мышления нацелен на действия, предыдущий опыт, представления о развитии процессов.

Первым на эту тетратомию обратил внимание В.В. Гуленко [1]. Мы в НИИ Соционики не провели, как у нас обычно принято ее полноценного экспериментального исследования, но тем не менее многочисленные результаты ее проявлений были нами получены на консультациях и в процессе проведения учебных тренингов. Материалы статьи основаны на этих результатах.

 

Названия самих малых групп этой тетратомии отражают особенности структуры мышления каждой из групп 

Голографическое мышление (полно-описательное, негативное, индуктивное)
Типы: ЛИИ, СЛЭ, ЭСИ, ИЭЭ     

Аналитическое мышление (причинно-следственное, позитивное, дедуктивное, формально-логическое, детерминистическое)

Типы: ИЛЭ, ЛСИ, СЭЭ, ЭИИ

Вихревое мышление (синтетическое, позитивное, индуктивное или синергетическое)

Типы: ЭСЭ, ИЭИ, ЛИЭ, СЛИ

Диалектико-алгоритмическое мышление (синтетическое, негативное, дедуктивное)

Типы: СЭИ, ЭИЭ, ИЛИ, ЛСЭ

 

mg mishlen1

 

Подробнее о каждой группе

 

АНАЛИТИЧЕСКОЕПроцесс+Статика+Позитивизм (ИЛЭ, ЛСИ, СЭЭ, ЭИИ):

Аналогия: «Картина»

Всякая вещь в природе является либо причиной, направленной на нас, 

либо следствием, идущим от нас. (Марсилио Фичино)

 

Процесс мышления представителей данной группы заключается в построении и анализе 

mg mishlen2

некой общей «картины», отображающей действительность в виде сети цепочек причин и следствий, где каждое очередное следствие выступает в качестве причины для последующего. Поведение системы описывается через нахождение простых ее составляющих и связей между ними. 

Это сопровождается процессом объединения отдельных объектов в группы с выделением их общих признаков. 

 

Преимущества

Такое мышление - континуальное: между отдельными элементами и точками зрения на них нет барьеров, одна точка зрения может плавно перетекать в другую, порождая новые цепочки причин и следствий: «Яблоко может послужить причиной открытия Закона всемирного тяготения, только если упадёт на подготовленную… голову». (Джулиана Вильсон)

Обычно проявляют желание углубиться, погрузиться в обдумываемый вопрос, в причины происходящего, "повариться в теме", тогда нужный результат "всплывет" как бы сам собой

Работа над такой «картиной» дает простор для размышлений, возвратов и пересмотров однажды сделанных выводов: Им в большой степени присущи выносливость, оптимизм: оттеснение тревожащих мыслей на задний план и растворение их в положительном сценарии. 

 

Рекомендации к повышению работоспособности

Формулировать задачу в виде схем, графиков и структур, отображающих цепочки процессов, которые необходимо наладить. 

Начинать анализ со стороны выгод, перспектив, приобретений. Изучать сходства и общие черты обдумываемой задачи с другими задачами. 

Расставить по времени точки контроля эффективности произведенных действий. В силу возможной переоценки своих сил, желательно к этому анализу подключать окружение для помощи в выявлении наиболее вероятных неприятностей, (ошибок). 

При планировании стоит закладывать значительные запасы ресурсов на возможные непредвиденные ситуации.

 

Подход к обучению, самообучению 

Объяснять общие схемы, давая возможность дальнейшего освоения технологии самостоятельно, через практику "на деле". 

Возможна некоторая эйфория от фокусировки на успехах. Поэтому важно вовремя указывать на недоработки и ошибки.

 

Как управлять сотрудником аналитического мышления 

Представлять задачу в виде процесса, который необходимо наладить

В силу возможной переоценки сил закладывать большой запас на непредвиденные негативные ситуации, отдельно проговорить возможные риски

 

Недостатки

Мышление часто чрезмерно фокусируется на схеме, логической или этической, с построением длинных (иногда слишком сложных, а порой слишком оптимистичных) цепочек из причин и следствий. 

Часто происходит увлеченность процессом, трудно поставить завершающую точку. Это может приводить к зацикливанию, задержке выхода на реализацию задуманного. 

Может происходить накапливание открытых гештальтов, отложенных дел.

 

ГОЛОГРАФИЧЕСКОЕ. Результат+Статика+Негативизм (ЛИИ, СЛЭ, ЭСИ, ИЭЭ):

Аналогия: «Слайд-шоу или «тематический вернисаж»

«Я не интеллектуал — более того, всерьез обеспокоен попытками американской прессы рекламировать

 меня как «интеллектуала новой волны». Кто я? Попробую сформулировать.

Мастер осязательного мышления, скажем так. Да, я познаю мир наощупь.» (Девид Боуи)

mg mishlen3Это мышление - дискретное с рассмотрением нескольких (конечного числа) точек зрения. Анализируя ситуацию, представители группы упрощают ее до двух-трех «проекций», схватывая проблему с альтернативных сторон. За счет оперативной смены «картин», ракурсов, наводки на резкость быстро выходят на более высокий уровень понимания и завершение гештальта:

«Кто не умеет отдыхать, не умеет и работать; кто не способен отпустить, не способен и удержать; кто не может найти под ногами почву, не может и идти вперёд». (Г. Э. Фосдик)

Достигнув же определенного результата, далее опираются на сформированное видение, как на единственно верный вариант (варианты).

Такой подход обеспечивает плотную упаковку «округление» информации в весьма свернутую форму: «Либо есть, либо нет – третьего не дано», 

 

Преимущества:

Эффективность в кризисных ситуациях, когда надо быстро принять самостоятельное решение и нет времени на взвешивание всех деталей. В этот момент коллегиальность может привести к потере времени: «Бесполезно уже спорить, что-то объяснять», «нет и всё!» «шаг в сторону – расстрел!»  

 

Рекомендации к повышению работоспособности

Представлять и формулировать задачи, как перечни результатов, которых необходимо достигнуть. 

Начинать анализ с рассмотрения подводных камней, возможных трудностей и затрат. Изучать различие обдумываемой задачи от других задач (стоящих сейчас или имеющихся в опыте).

Действовать итерационным путем, с оценкой реализации каждого шага и соответствующим уточнением выбранной технологии реализации. 

Важно оставлять запас по времени для извлечения возможных дополнительных выгод.

 

Подход к обучению, самообучению 

Объяснить тему в целом, давая возможность дальнейшего освоения технологий самостоятельно, через практику "на деле"  

Так как первую очередь видят ошибки и недочеты, требуется своевременная фиксация промежуточных результатов и поддержка: "у тебя получается! "

 

Как управлять сотрудником голографического мышления 

Представлять задачу в виде перечня результатов, которые необходимо достигнуть

В силу возможной недооценки сил, предусмотреть в плане запас времени для нахождения и извлечения возможных дополнительных выгод. Отдельно проговорить возможные плюсы

 

Недостатки:

Разрабатываемые информационные продукты трудны для «популяризации», т.к. в них не уделяется должного внимания подробностям. Они требуют дополнительных усилий для распаковки нюансов принимаемых решений. Посторонним кажется, что в них отсутствуют связность промежуточных звеньев. 

В условиях действий в эволюционных (не экстремальных) процессах такой тип мышления часто теряет в эффективности, переставая уделять должное внимание значимым подробностям, деталям, переходя к использованию распространенных штампов. 

 

ВИХРЕВОЕ. Результат+Динамика+Позитивизм (ЭСЭ, ИЭИ, ЛИЭ, СЛИ):

Аналогия: «Видео подборка клипов»

«Делай всё с ощущением радости. Негативное мышление 

— роскошь, которую мы не можем себе позволить.» (Йоко Оно)

mg mishlen4Характеристика «вихревое» означает самоорганизующееся, движущееся подобно вихрю. Мысли как бы «роятся» в голове, вытесняя друг друга. Фактически процесс мышления протекает как быстрый перебор вариантов, движение вперед путем проб и ошибок. В определённом смысле это можно сравнить с экспериментом в лаборатории. В его основе лежит испытательность.

Этот эмпирический метод также называют в просторечии, методом «научного тыка». 

Представителей группы каждый раз «греет надежда», что новое лучше старого и, при удачном стечении обстоятельств, его энергия сметет одряхлевшую систему и сможет активно начать развиваться на ее месте. И так до следующего обновления.

 

Преимущества

Представители группы лучше других ориентируются в пульсирующем хаосе. 

Их меньше других смущают временные неудачи и текущие ошибки, они предпринимают попытку за попыткой, пока к ним, наконец, не приходит удача. 

Им в большой степени присущи выносливость, оптимизм: оттеснение тревожащих мыслей на задний план и растворение их в положительном сценарии. 

 

Рекомендации к повышению работоспособности

Начинать анализ со стороны выгод, перспектив, приобретений. Изучать сходства и общие черты обдумываемой задачи с другими задачами. 

Сформулировав задачу в общем виде, проработать ближайший промежуточный результат для ее реализации и приступить к выполнению: «большой путь начинается с первого шага». И так шаг за шагом до выполнения проекта в целом. 

Т.к. могут переоценивать свои силы, представляя задачу легче, чем она есть на самом деле, необходимо закладывать большой запас времени на преодоление непредвиденных негативных ситуаций. 

Делить процессы на короткие отчётные периоды с реперными точками для проверки себя и «вознаграждением» за каждый.

 

Подход к обучению, самообучению

Объяснять лишь технологию действий, давая возможность самостоятельно разобраться в закономерностях и структурах, через практику "на деле"

Возможна некоторая эйфория от фокусировки на успехах. Важно вовремя указывать на недоработки и ошибки.

 

Как управлять сотрудником вихревого мышления 

Представлять задачу в виде перечня результатов, которые необходимо достигнуть

В силу возможной переоценки сил закладывать запас на непредвиденные ситуации, отдельно проговорить возможные риски

 

Недостатки:

Поиск часто идёт вслепую, хаотично, стихийно, что не экономно. Изменения возникают не плавно, скачком. Бывает трудно остановится и вникнуть. Преобладает убеждение в бесперспективности долгосрочных прогнозов. Отношение к будущему, как к «эффекту бабочки».

Поэтому часто возникают проблемы с разработкой долговременных планов, проектов, прописыванием всех промежуточных звеньев. 

Продолжительная стабильность, эволюционность процессов ведет к снижению активности и эффективности деятельности представителей этой малой группы. 

 

ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ. Процесс+Динамика+Негативизм (СЭИ, ЭИЭ, ИЛИ, ЛСЭ):

Аналогия: «Кинофильм»

«Двойственное мышление означает силу одновременного удержания

 двух противоречивых убеждений и принятия их обоих.» (Джордж Оруэлл)

 

mg mishlen5Отличительная черта диалектического мышления — отражение мира как единства и борьбы противоположностей. Способны хорошо синтезировать целостные образы, успешно работать с противоречиями и парадоксами.

Для этой группы жестких законов картины мира нет, есть лишь тенденции и вероятности: «В одну реку нельзя войти дважды»

Выводы рождаются из столкновения позитивного и негативного потока мысли, через синтез противоположностей, через нащупывание промежуточной точки динамического равновесия между крайностями: «Я не сказала «да», милорд, но не сказала «нет».

Интерес к поискам смысла: «А откуда мы знаем, как оно на самом деле?»

Игра с восприятием: воспринять одно и то же явление либо так, либо по-другому, например, «это ваза на черном фоне или два профиля на белом?» или «Помидоры любишь? – Есть – да, а так – нет».

 

Преимущества:

Плюсы и минусы рассматриваются одновременно, как сосуществование противоположностей.

Обладают наиболее гибким мышлением, способны легко переключаться на противоположное направление

Лучше других типов умеют работать с движущимися структурами, описываемыми алгоритмами, содержащими порядок переходов, ветвления и циклы. Причем главным в программе является ее динамическая часть — стрелки, точки ветвления: «если — то — иначе», что по сути определяет ядро любого алгоритма.

Обычно проявляют желание углубиться, погрузиться в обдумываемый вопрос, в причины происходящего, "повариться в теме", тогда нужный результат "всплывет" как бы сам собой

 

Рекомендации к повышению работоспособности

Включаться в задачу методом постепенного погружения. Начинать анализ с рассмотрения подводных камней, возможных трудностей и затрат, с отличия обдумываемой задачи от других задач (стоящих сейчас или имеющихся в опыте). 

Представить задачу как процесс, который нужно наладить, как совокупность действий каждой из его составляющих, опираясь на опыт (свой и внешний), уточнить подробности используемых технологий. Выйти на понимание. Записать.

Необходимо оставлять запас по времени для извлечения возможных дополнительных выгод.

 

Подход к обучению, самообучению 

Объяснять лишь технологию действий, давая возможность самостоятельного понимания закономерностей и структур

В первую очередь видят ошибки и недочеты. Поэтому требуется своевременная поддержка "у тебя получается!"

 

Как управлять сотрудником диалектического мышления

Представлять задачу в виде процесса, который необходимо наладить

Заинтересовывать: «Что из этого выйдет?» «А давайте попробуем».

В силу возможной недооценки сил, оставлять запас для извлечения возможных дополнительных выгод. Отмечать успешность действий. Отдельно проговорить возможные плюсы.

 

Недостатки

Возможна проблема с приоритетами: трудно сделать выбор, принять однозначное решение: «У каждого правила есть границы – нет ничего абсолютного». Требование однозначности может приводить диалектическую психику в хаотическое состояние: «Мало ли что…», «А вдруг …» 

При передаче информации у собеседника могут остаться ощущения недосказанности, неустойчивости, нечеткости и неполноты.

Часто происходит увлеченность процессом, трудно поставить завершающую точку.

Повышенная критичность, ввергает в опасность серьезного отрыва от реальности.

 

Выводы

Проявление форм мышления, как достаточно убедительных образов, может эффективно фиксироваться экспертом в диагностическом интервью, когда клиент подробно описывает:
ту или иную ситуацию как некую задачу, потребовавшую концентрации его внимания и участия в ее мысленном или материальном воплощении

свои воспоминания о действиях в стрессовых, эмоционально напряженных условиях.
Подтверждение (проверка) формирующейся при этом гипотезы может осуществляться и во время опроса клиента при обсуждении других тем по семантическому наполнению и выявлению диагностических маркеров соответствующих ПАР [3, 4, 5, 6].
В практическом плане понимание особенностей влияния работы данной тетратомии на работу психики может быть очень полезно при подготовке к новым проектам, к действиям в нестандартных ситуациях и в повышении личной эффективности в любой другой уже привычной деятельности. 

 

Список литературы

Гуленко В. В. Формы мышления. 2002

Прокофьева Т.Н. Рабочие тетради курса «ТИМ-building®: инструменты самореализации». – М., 2016

Т.Н. Прокофьева, В.Г. Прокофьев. Исследование соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Статика-динамика», как психического феномена. Часть 1.

 Т.Н. Прокофьева, В.Г. Прокофьев. Исследование соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Статика-динамика», как психического феномена.  Часть 2

 Т.Н. Прокофьева, В.Г. Прокофьев. Исследование соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Процесс-результат», как психического феномена

Т.Н. Прокофьева, В.Г. Прокофьев. Исследование соционического признака Аугустинавичюте-Рейнина «Позитивизм-негативизм»как психического феномена

 


Social commentary Cackle
Обновлено 05.12.2025 15:33 Прочитано : 12 раз(а)